МАЭПП

Международная Ассоциация Экспертов в области Психологии и Права

+7 (499) 706-00-92
Назад

Выявления намеренно скрываемой информации по движению глаз и динамике диаметра зрачка с использованием Eye Tracker

11.08.2023

Лукин А.В., 

член Международной Ассоциации Экспертов в области Психологии и Права, руководитель направления ООО Верум 

Родионова М. Д.,

сотрудник ООО Верум

 

Детекция лжи — это процесс определения верности утверждений или высказываний человека. Обнаружение лжи является важной задачей в таких сферах жизни, как правосудие, наука, бизнес и повседневные дела. Однако, определение лжи всегда было трудной задачей. С 1980х годов ведущую роль в определении намеренно скрываемой информации отдают полиграфу или, как его называют, «детектору лжи». Современный классический полиграф – это устройство, которое измеряет дыхание, частоту сердечных сокращений и кожную реакцию — физиологические изменения, демонстрирующие стресс при ответе на вопрос. Для классического полиграфа основной идеей тестирования является то, что лжец демонстрирует более сильные эмоциональные реакции на вопросы о темах, в которых он лжет. Полиграф относительно прост в использовании и не требует сильно дорогостоящего оборудования.

В 2021 году полиграфу исполнилось 100 лет, первый полиграф, пригодный для расследования преступлений, был создан Джоном Ларсеном в 1921 году. За столетие полиграф претерпел множество изменений, стал компьютеризированным, но по-прежнему нуждается в хорошо подготовленном специалисте, разбирающемся в психологи и физиологии человека (Synnott et al., 2015).

В последнее время одной из ведущих идей детекции лжи является использование повышенной когнитивной нагрузки (Neequaye, 2022) и влияние на мышление и коммуникативные системы лжецов (Granhag et al., 2014). Так специалисты выделяют три основных категории методов для фиксации лжи при помощи когнитивной нагрузки (Granhag, 2015; Vrij et al., 2017; Neequaye, 2022): добавление когнитивной нагрузки (imposing cognitive load) (Vrij et al., 2012), побуждение к предоставлению большей информации (Leins et al., 2011) и неожиданные вопросы, допустим о месте или времени происходящего (Vrij et al., 2009). И хотя существует ряд ограничений, не позволяющих пока сформировать надёжную научную базу для подобных методов, они часто используется в современной детекции лжи. Одни из самых надёжных физиологических проявлений, таких как расширение зрачков, частота моргания, повышение высоты тона голоса и других могут показывать не только когнитивную нагрузку, но и эмоциональные реакции, в частности тревогу, хотя и тревога, и когнитивная нагрузка ковариантны с обманом. Наличие таких проявлений позволило перейти на новую ступень обнаружения лжи при помощи айтрекера (eye tracker) (Меньшикова и др., 2015).

 

Значительное внимание стало уделяться программным средствам, применяющим в своей основе айтрекер для измерения диаметра зрачка и динамики движения глаз. Разработчики из США, Китая и России, выделяют автоматизированность и отсутствие необходимости в высококвалифицированных специалистах в таком способе распознавания лжи.

Наиболее плотно вопросами детекции лжи при помощи айтрекера занимаются исследователи из Университета штата Юта Джон К. Кирчер и Дэвид К. Раскин. Так в одном из исследований испытуемым предъявлялись вопросы на экране монитора, на которые нажатием клавиш на клавиатуре, можно было дать правдивый или ложный ответ (Cook et al., 2012) с одновременным отслеживанием движений глаз с помощью айтрекера. Первоначально разработка шла в целях проверки пассажиров на предмет проверки ввоза в страну наркотиков или оружия. Испытуемым были представлены вопросы, связанные с двумя проверочными темами вперемешку с нейтральными. Для оценки ответов использовали различия в реакции зрачков только на проверочные вопросы. Испытуемые с сильной реакцией зрачков на проверочные темы, были определены как скрывающие информацию. Также был проведён эксперимент с инсценированным преступлением (группа «невиновных» узнавала о происшествии после инсценировки, группа «виновных» участников по заданию организаторов совершала инсценированное преступление - похищали либо деньги, либо экзаменационные билеты).

В качестве параметров реакции Кирчером и Раскиным учитывались:

  1. Уровень (амплитуда) реакции зрачка в момент ответа испытуемого
  2. Площадь под кривой реакции

Так же учитывались дополнительные параметры, такие как:

  1. Количество фиксаций
  2. Длительность первого прочтения вопроса
  3. Длительность перечитывания вопроса

 

В 2016 году доктор Дж. Кирчер и его коллеги провели полевые исследования с участием трех групп сотрудников федерального правительства Мексики и опубликовали результаты, в журнале European Polygraph Journal. Средняя точность метода выявления скрываемой информации с использованием айтрекера для полевых скрининговых тестов RCT (методика контрольных вопросов) составляет 86% (Kircher, Raskin, 2016).

В июне 2019 года ими же был представлен новый тест с использованием айтрекера - Multiple Choice Test (MCT), который был разработан для проведения скрининговых тестов по четырём разным темам. Новый тест описан в диссертационной работе Эндрю Поттса, кандидата наук Университета штата Юта, который, под руководством доктора Кирчера, провел лабораторное исследование и установил общую среднюю точность теста MCT в 88% (Potts, 2020).

В России одним из первых упоминаний детектора лжи на базе айтрекера можно назвать Саратовский «Видеокулограф». В 2007 году группа ученых Саратовского Юридического института МВД России провела серию экспериментов и презентовала «Видеоокулограф». В основу их исследований была положена традиционная методика полиграфных опросов с использованием теста на «знание виновного неизвестного решения» (ТЗВ) и методики выявления намеренно скрываемой информации (МВСИ). В 2008 году Саратовский комплекс был презентован на ежегодной Сочинской конференции полиграфологов. Однако затем история этого прибора теряется и в свободной продаже его н сегодняшней день нет.

Также Жбанковой О. В. и Гусевой В. Б., сотрудниками Следственного комитета России, айтрекер и полиграф были использованы в практике профессионального отбора кадров. Ими была разработана программа EyeDetector, и наблюдали 80% точность совпадений выводов EyeDetector и полиграфа. Программа Следственного комитета работает на базе айтрекера SMI-RED (Германия).

В октябре 2021 года Российская компания ООО «Верум» на ежегодной конференции в Сочи представила программу Verum профессиональному сообществу Российских полиграфологов. В основе работы программы также используется айтрекер. В качестве стимульного материала используются вопросы-утверждения, которые демонстрируются опрашиваемому на мониторе ноутбука. По условиям тестирования на вопросы-утверждения необходимо отвечать нажатием клавиши на клавиатуре «Верно», если опрашиваемый согласен с вопросом-утверждением и «Неверно» если опрашиваемый не согласен. Скрининговый тест, разработанный российскими специалистами, включает в себя 6 проверочных тем в формате методики контрольных вопросов (МКВ). В полевых исследованиях приняли участие кандидаты на должность и сотрудники компаний, проходившие плановую проверку на классическом полиграфе. Программа российского комплекса показала точность работы на уровне 91%.

И уже совсем недавно, 8 марта 2023 года, IT House [https://www.ithome.com/0/678/266.htm] сообщила, что Xiaomi получила патент на свой “Метод детекции лжи на мобильном телефоне и ноутбуке”, который дает компании Xiaomi Mobile Software Co., Ltd права интеллектуальной собственности на технологию или метод. Аннотация патента описывает метод детекции лжи, который включает в себя специальную камеру, которая будет использоваться для захвата изображений лица и отслеживания динамики зрачка в процессе обнаружения лжи. Умная камера настраивается, калибруется на лице человека и отслеживает движение его зрачков. Затем устройство анализирует траекторию взгляда и определяет, соответствует ли она определенному паттерну, указывающему на ложь. В патенте описывается, как устройство может быть интегрировано в обычный смартфон или ноутбук и достаточно просто и эффективно обнаруживать обман без участия специалиста.

 

 

 

 

Список литературы

Жбанкова О.В., Гусев В.Б. Применение айтрекинга в практике профессионального отбора кадров // Экспериментальная психология. 2018. Т. 11. №. 1. С. 156—165.

Иванов Л.Н. Инструментальная детекция лжи: исследование возможностей решения отдельных оперативных задач на основе использования многоканального бесконтактного видеоокулографического приборного комплекса. Доклад на 9-й международной научно-практической конференции КУБ ГТУ 2008г.

Меньшикова Г. Я. и др. Особенности движения глаз при ложных и правдивых ответах //Айтрекинг в психологической науке и практике. Под ред. ВА Барабанщикова.—Московский институт психоанализа Москва. – 2015. – С. 119-125.

Cook A. E. et al. Lyin'eyes: Ocular-motor measures of reading reveal deception //Journal of Experimental Psychology: Applied. – 2012. – Т. 18. – №. 3. – С. 301.

Granhag P. A. et al. Suspects’ Verbal Counter‐Interrogation Strategies: Towards an Integrative Model //Detecting deception: Current challenges and cognitive approaches. – 2014. – С. 293-313.

Kircher J. C., Raskin D. C. Laboratory and field research on the ocular-motor deception test //European polygraph. – 2016. – Т. 10. – №. 4 (38. – С. 159-172.

Granhag P. A., Vrij A., Verschuere B. Detecting deception: Current challenges and cognitive approaches. – John Wiley & Sons, 2015.

Leins D. et al. Using sketch drawing to induce inconsistency in liars //Legal and Criminological Psychology. – 2011. – Т. 16. – №. 2. – С. 253-265.

Neequaye D. A. A Metascientific Empirical Review of Cognitive Load Lie Detection //Collabra: Psychology. – 2022. – Т. 8. – №. 1. – С. 57508.

Nelson R. Scientific basis for polygraph testing //Polygraph. – 2015. – Т. 44. – №. 1. – С. 28-61.

Potts A. C. 1, 2, 3 Crimes You’re Out: Ocular-Motor Methods for Detecting Deception in a Multiple-Issue Screening Protocol : дис. – The University of Utah, 2020.

Synnott J., Dietzel D., Ioannou M. A review of the polygraph: history, methodology and current status //Crime Psychology Review. – 2015. – Т. 1. – №. 1. – С. 59-83.

Vrij A., Granhag P. A. Eliciting cues to deception and truth: What matters are the questions asked //Journal of Applied Research in Memory and Cognition. – 2012. – Т. 1. – №. 2. – С. 110-117.

Vrij A., Fisher R. P., Blank H. A cognitive approach to lie detection: A meta‐analysis //Legal and Criminological Psychology. – 2017. – Т. 22. – №. 1. – С. 1-21.

Vrij A. et al. Outsmarting the liars: The benefit of asking unanticipated questions //Law and human behavior. – 2009. – Т. 33. – С. 159-166.