В спорах об определении места жительства детей ключевую роль играют интересы несовершеннолетних детей, степень привязанности к каждому из родителей.
С детьми, достигшими возраста 10 лет, все более-менее понятно. Дети, достигшие такого возраста, в состоянии самостоятельно сформулировать и высказать в суде свою позицию в присутствии педагога, психолога и сотрудников органов опеки.
Дети, не достигшие возраста 10 лет, как правило, в суд не допускаются, их мнение отражается в акте и заключении органов опеки и попечительства.
Однако бывают ситуации, когда позиция детей сформулирована и навязана родителем. Это касается, в первую очередь, детей непосредственно втянутых в конфликт родителей. Дети вынуждены годами наблюдать ссоры родителей и выбирать одного из них, испытывая чувство вины: «Мы же от папы ушли, зачем ты хочешь пойти к нему в гости?».
Кроме того, в некоторых семьях присутствуют попытки подкупа детей. Например, «будешь жить с папой и каждый день кушать мороженное»; «Мама тебя ругает, а я не буду»; «Мы будем каждые выходные ходить в парк».
На помощь приходит психолого-психиатрическая экспертиза, где квалифицированные специалисты наблюдают как за детьми, так и за особенностями поведения каждого из родителей. Каждая сторона по делу готовит вопросы, которые необходимо поставить перед специалистами. А те в свою очередь отражают выводы в соответствующем заключении.
Однако не в отношении всех детей до 10-ти лет экспертиза целесообразна. В спорах об определении места жительства с одним из родителей двухлетнего ребенка экспертиза, на мой взгляд, бессмысленна.
К плюсам экспертизы я могу отнести и возможность обсуждения сторонами учреждения для проведения подобной экспертизы.
Странина Анастасия Алексеевна, член Международной Ассоциации Эскпертов в области Психологии и Права, юрист, медиатор, педагог.