13.09.2023
Вереникина Надежда Александровна,
член Международной Ассоциации Экспертов в области Психологии и Права
В расследовании неочевидных преступлений большую роль играет возможность создания «идеальной» модели образа преступника.
Психолого-криминалистический портрет давно зарекомендовал себя в практике расследования сложных, многоэпизодных преступлений. Знания о поведении преступника, привлечение специалистов в данной области широко использовались ещё с конца 60-х годов ХХ века.
Выявленные специалистами особенности внутреннего мира лиц, совершающих преступления, закономерности, определяющие своеобразие их криминального, пред- и посткриминального поведения, психологические типологии и классификации, концепции и идеи успешно реализуются в оперативно-розыскной и следственной практике при построении версий, разработке поисковых портретов скрывшихся с места происшествия преступников, определении направлений и сфер их розыска, тактики допроса, обыска и решении иных поисково-познавательных, организационно-тактических и методических задач.
Осмотр места происшествия, являясь неотложным следственным действием содержит в себе наибольшее количество первичной информации, позволяющей построить психолого-криминалистический портрет неизвестного преступника.
В ходе осмотра места происшествия можно установить потребности, психическое состояние, черты характера, культурный и интеллектуальный уровень, мотивы, преступные навыки и сопутствующие привычки лица, совершившего преступление.
В криминалистике понятие «след» рассматривается, как правило, с двух позиций: общая обстановка, её изменения и непосредственные материальные отображения предметов и веществ. В процессе следообразования происходит взаимодействие следообразующего и следовоспринимающего объектов. При этом с точки зрения психологии любой контакт содержит в себе информацию о состоянии взаимодействующих объектов.
По мнению Е.В. Юдиной факторы, которые обусловливают возможность «психологического» следообразования на месте происшествия сводятся к следующему:
Психология человека проявляется в его облике, поведении и действиях. Его психологическая активность, мотивы, свойства, способности и желания реализуются во внешней активности. Фактически в контакт со следовоспринимающими объектами, предметами, средой, психикой другого человека и происходящими в них процессами вступает сама психика человека.
Люди по-разному способны извлекать возможности, заложенные в орудиях труда и действиях, что напрямую зависит от их внутреннего состояния. В результатах деяния, его признаках и деталях материализована психология его субъекта. Поэтому нет сомнения, что на месте преступления остаются следы психологии преступника.
Правильные диагностические заключения могут быть только вероятностны. Психологический след на месте преступления обусловлен не только свойствами психики, но и свойствами следовоспринимающего объекта. Это общая зависимость. Так, ногтем не удастся поцарапать сталь, но можно - кожу другого человека. Точно так же и психологическое воздействие не на всем оставляет свои следы. Поэтому, идентифицируя психологические следы, приходится считаться с меньшей достоверностью выводов и оценок. Однако, при отсутствии информации о преступнике, они представляют определенную ценность.
В широком значении психологические следы определенным образом представлены во всей картине преступления, в каждом элементе его состава, во всех изменениях обстановки предметов, вызванных происшедшим на месте преступления, в его последствиях. В узком смысле они могут быть представлены в материализованном виде даже в самых обычных следах. Так, размер отпечатка обуви характеризует рост человека, глубина отпечатка на земле - вес, характер нанесенных другому лицу повреждений - наклонности, мотивы, жестокость, психическое состояние, черты характера.
По мнению Л.М. Исаевой, В.В. Нестеровой и О.И. Прокофьева психолого-криминалистический портрет преступника должен строиться на четырёх основных элементах: типичность времени и места совершения преступления, возраст и тип жертвы, её поведение, способ и орудие совершения преступления, психосексуальные действия преступника. [2]
В результате составления психолого-криминалистического портрета удаётся с различной степенью достоверности выяснить возраст и внешний вид преступника, его социальный статус и род занятий, место жительства (обитания) преступника, его передвижения, наличие судимости, поведение в быту и после задержания.
В теории выделяют два основных способа построения психологического портрета неизвестного преступника:
Сравнительный (статистический) подход составления психологического портрета по следам на месте происшествия. Данный метод основывается на сопоставлении данных, полученных при расследовании аналогичных преступлений и данных, которые способствовали задержанию, осуждению преступников, составлению на них статистически достоверных портретов. Данный метод широко используется в Англии, США и Голандии. Однако, его главный недостаток заключается в стандартизации расследования, игнорировании конкретности и индивидуальности происшествия.
Аналитико-психологический подход представляет собой выявление аргументированной связи признаков личности преступника с признаками его поведения при совершении преступления. А. И. Анфиногенов рассматривает преступление как проявление целостной личности, а преступное событие - как психолого-криминалистическую систему, включающую в себя его элементы (время, место, орудие, жертву и др.) по признаку отношения преступника к каждому из них и их совокупности, предопределяющим сделанный преступником выбор.
По мнению А.И.Анфиногенова разработка психолого-криминалистического портрета состоит из трёх этапов:
При этом также необходимо руководствоваться несколькими правилами:
Методика, предложенная Л.М. Исаевой, В.В. Нестеровой и О.И. Прокофьевым основывается на участии специалистов различных отраслей знаний (криминологии, криминалистики, психологии, психиатрии, медицины) и строгом распределении задач между ними.
Данный метод включает в себя четыре этапа:
Составление психолого-криминалистического портрета лица, совершившего преступление, является неотъемлемой частью эффективного расследования преступления и в целом определяет его ход.
Целью составления психолого-криминалистического портрета неизвестного преступника является возможность на основании полученной характеристики сузить круг подозреваемых, охарактеризовать личность предполагаемого преступника, выделив признаки, имеющие поисковое значение (возможные места нападений, социальный статус и т.д.), правильно спланировать дальнейшее расследование и отдельные следственные действия.
Список используемой литературы
[1] Юдина Е.В. Юридическая психология: Учебное пособие/ Юж.-Рос. гос. техн. ун-т. - Новочеркасск: ЮРГТУ, 2011 – с. 132-153
[2] Исаева Л.М. Теория и практика составления психолого-криминалистического портрета: Монография/ Л.М. Исаева, В.В. Нестерова, О.И.Прокофьев. – М.: ВНИИ МВД России, 2010. – с. 60
[3] Афиногенов А.И. Психологический портрет преступника, его разработка в процессе расследования преступления. Дисс. канд. психол. наук. – М., 1997
[4] Исаева Л.М. Теория и практика составления психолого-криминалистического портрета: Монография/ Л.М. Исаева, В.В. Нестерова, О.И.Прокофьев. – М.: ВНИИ МВД России, 2010. – с. 77-136