МАЭПП

Международная Ассоциация Экспертов в области Психологии и Права

+7 (499) 706-00-92
Назад

Методические основы построения психолого-криминалистического портрета преступника при осмотре места происшествия

13.09.2023

Вереникина Надежда Александровна, 

член Международной Ассоциации Экспертов в области Психологии и Права

 

   В расследовании неочевидных преступлений большую роль играет возможность создания «идеальной» модели образа преступника.

  Психолого-криминалистический портрет давно зарекомендовал себя в практике расследования сложных, многоэпизодных преступлений. Знания о поведении преступника, привлечение специалистов в данной области широко использовались ещё с конца 60-х годов ХХ века.

  Выявленные специалистами особенности внутреннего мира лиц, совершающих преступления, закономерности, определяющие своеобразие их криминального, пред- и посткриминального поведения, психологические типологии и классификации, концепции и идеи успешно реализуются в оперативно-розыскной и следственной практике при построении версий, разработке поисковых портретов скрывшихся с места происшествия преступников, определении направлений и сфер их розыска, тактики допроса, обыска и решении иных поисково-познавательных, организационно-тактических и методических задач.

  Осмотр места происшествия, являясь неотложным следственным действием содержит в себе наибольшее количество первичной информации, позволяющей построить психолого-криминалистический портрет неизвестного преступника.

   В ходе осмотра места происшествия можно установить потребности, психическое состояние, черты характера, культурный и интеллектуальный уровень, мотивы, преступные навыки и сопутствующие привычки лица, совершившего преступление.

  В криминалистике понятие «след» рассматривается, как правило, с двух позиций: общая обстановка, её изменения и непосредственные материальные отображения предметов и веществ. В процессе следообразования происходит взаимодействие следообразующего и следовоспринимающего объектов. При этом с точки зрения психологии любой контакт содержит в себе информацию о состоянии взаимодействующих объектов.

  По мнению Е.В. Юдиной  факторы, которые обусловливают возможность «психологического» следообразования на месте происшествия сводятся к следующему:

  1. Следообразующий фактор может быть психологическим.

Психология человека проявляется в его облике, поведении и действиях. Его психологическая активность, мотивы, свойства, способности и желания  реализуются во внешней активности. Фактически в контакт со следовоспринимающими объектами, предметами, средой, психикой другого человека и происходящими в них процессами вступает сама психика человека.

  1. В результатах деятельности всегда отображается внутреннее, психологическое состояние индивида. 

Люди по-разному способны извлекать возможности, заложенные в орудиях труда и действиях, что напрямую зависит от их внутреннего состояния. В результатах деяния, его признаках и деталях материализована психология его субъекта. Поэтому нет сомнения, что на месте преступления остаются следы психологии преступника.

  1. Проявления внутреннего мир во внешней среде многозначны.

Правильные диагностические заключения могут быть только вероятностны. Психологический след на месте преступления обусловлен не только свойствами психики, но и свойствами следовоспринимающего объекта. Это общая зависимость. Так, ногтем не удастся поцарапать сталь, но можно - кожу другого человека. Точно так же и психологическое воздействие не на всем оставляет свои следы. Поэтому, идентифицируя психологические следы, приходится считаться с меньшей достоверностью выводов и оценок. Однако, при отсутствии информации о преступнике, они представляют определенную ценность.

  1. Соотношение широкого и узкого понимания психологических следов для разных видов преступлений бывает разным.

В широком значении психологические следы определенным образом представлены во всей картине преступления, в каждом элементе его состава, во всех изменениях обстановки предметов, вызванных происшедшим на месте преступления, в его последствиях. В узком смысле они могут быть представлены в материализованном виде даже в самых обычных следах. Так, размер отпечатка обуви характеризует рост человека, глубина отпечатка на земле - вес, характер нанесенных другому лицу повреждений - наклонности, мотивы, жестокость, психическое состояние, черты характера.

  1. Преступление оставляет глубинные психологические следы  в психологии потерпевшего и очевидцев преступного деяния. Их восприятие преступника при сложности визуального наблюдения за ним (маска, маскирующая одежда, темнота) основывается на чувственном, психологическом уровне. Практически такой информацией широко пользуются в юридической практике, хотя и не называют хранящие ее следы, психологическими.[1]

  По мнению Л.М. Исаевой, В.В. Нестеровой и О.И. Прокофьева психолого-криминалистический портрет преступника должен строиться на четырёх основных элементах: типичность времени и места совершения преступления, возраст и тип жертвы, её поведение, способ и орудие совершения преступления, психосексуальные действия преступника. [2]

  В результате составления психолого-криминалистического портрета удаётся с различной степенью достоверности выяснить возраст и внешний вид преступника, его социальный статус и род занятий, место жительства (обитания) преступника, его передвижения, наличие судимости, поведение в быту и после задержания.  

  В теории выделяют два основных способа построения психологического портрета неизвестного преступника:

  Сравнительный (статистический) подход составления психологического портрета по следам на месте происшествия. Данный метод основывается на сопоставлении данных, полученных при расследовании аналогичных преступлений и данных, которые способствовали задержанию, осуждению преступников, составлению на них статистически достоверных портретов. Данный метод широко используется в Англии, США и Голандии. Однако, его главный недостаток заключается в стандартизации расследования,  игнорировании конкретности и индивидуальности происшествия.

  Аналитико-психологический подход  представляет собой выявление аргументированной связи признаков личности преступника с признаками его поведения при совершении преступления. А. И. Анфиногенов рассматривает преступление как проявление целостной личности, а преступное событие - как психолого-криминалистическую систему, включающую в себя его элементы (время, место, орудие, жертву и др.) по признаку отношения преступника к каждому из них и их совокупности, предопределяющим сделанный преступником выбор.

По мнению А.И.Анфиногенова разработка психолого-криминалистического портрета состоит из трёх этапов:

  1. Криминалистическая реконструкция механизма преступления, которая представляет собой криминалистическое ретроспективное воссоздание картины происшедшего события.
  2. Психологическое выявление «индивидуального действия» преступника, построение его психологической модели, подчинённое нескольким правилам:
  • Правило выявления «индивидуального действия» на основе установления индивидуальных различий. Это правило требует начинать с оценки степени соответствия реконструированного действия действиям других людей. Чем меньше согласуется действие человека с действиями большинства людей в той же ситуации, тем в большей степени оно обусловлено личностными факторами, например: толпа людей неподвижно стоит вокруг жертвы аварии и лишь один наклоняется, чтобы помочь. Данное действие является «индивидуальным».
  • Правило выявления «индивидуального действия» на основе установления стабильности действия по отношению к различным ситуациям. Следует оценивать степень соответствия данного действия действиям того же человека в других ситуациях. Чем однотипнее действует человек в различных ситуациях, тем сильнее его поведение обусловлено личностными факторами.
  •   Правило выявления «индивидуального действия» на основе установления стабильности действия во времени. Важно оценивать степень соответствия реконструированного действия действиям того же человека в аналогичных ситуациях в прошлом. Чем заметнее при повторных схожих ситуациях человек меняет свое поведение, тем в большей степени оно детерминировано личностными факторами (при условии, что на ситуацию не влияют дополнительные существенные внешние обстоятельства). Например, в серии преступлений, совершенных одним и тем же лицом, прослеживалась закономерность: в шести из семи эпизодов преступник после совершения убийства не предпринимал никаких мер к сокрытию трупа и лишь в одном случае имело место перемещение трупа с последующим его сокрытием. Очевидно, что здесь нарушена закономерность в поведении преступника. Следовательно, действие по перемещению трупа с последующим его сокрытием необходимо считать «индивидуальным».
  1. Психологическая интерпретация индивидуального действия заключается в объяснении поведения преступника.

При  этом также необходимо руководствоваться несколькими правилами:

  • Правило объяснения причин «индивидуального действия» «сильной стороной» личности, предопределившей выбор данного действия среди возможных других. Суть данного правила заключается в выявлении мотивации поведения личности (направленность, социальные, профессиональные характеристики, характер, темперамент и т.п.) и попыткой объяснения этих проявлений.
  •  Правило объяснения причин «индивидуального действия» «операциональным смыслом», предопределившим выбор этого действия среди возможных других. Выдвигается версия, что в «индивидуальном действии» реализовался опыт прошлых способов действия, заключающий в себе приобретенные навыки - профессиональные, бытовые, связанные с увлечениями, а также привычки. Затем установленный навык, привычку, знание, умение увязывают с признаками и свойствами личности, т. е. дается смысловая интерпретация «индивидуальному действию» преступника.
  •  Правило объяснения причин «индивидуального действия» механизмом маскировки «слабых сторон-позиций» преступника. Чаще всего именно этим объясняется выбор им «индивидуальных действий» по сокрытию следов на месте преступления, места совершения преступления, самого факта преступления, а также действий - инсценировок. Необходимо проанализировать, не является ли выбранное преступником «индивидуальное действие» (совокупность действий) «маскировочным», носящим характер сокрытия, инсценировки. Если есть основания предположить это, то, вероятно, существует какая-либо связь преступника с жертвой либо местом совершения преступления, либо иными обстоятельствами преступления. Возможно, существует и связь по совокупности указанных факторов. Целесообразно выдвинуть версию о связи преступника с жертвой, способную объяснять «индивидуальное действие». [3]

Методика, предложенная Л.М. Исаевой, В.В. Нестеровой и О.И. Прокофьевым основывается на участии специалистов различных отраслей знаний  (криминологии, криминалистики, психологии, психиатрии, медицины) и строгом распределении задач между ними.

Данный метод включает в себя четыре этапа:

  1. Работа специалиста-криминалиста с материалами уголовного дела и составление на их основе систематизированной таблицы, включающей в себя  значимую информацию о личности жертвы преступления, событии преступления, механизмах и способах совершения преступления, личности предполагаемого преступника с последующим установлением криминалистических характеристик личности преступника – род занятий, профессия, преступный опыт и т.д.
  2. Работа специалиста-психолога по установлению индивидуальных психологических особенностей личности преступника, его мотивационной и поведенческой сферы, возраста, семейного положения.
  3. Работа специалиста-психиатра, который определяет психотип предполагаемого преступника, патологические особенности его личности, мотивацию при выборе жертв и иные значимые поисковые признаки.
  4. Формирование специалистами под руководством специалиста-криминалиста целостного психолого-криминалистического облика преступника и следственных (оперативно-розыскных) рекомендаций.[4]

Составление психолого-криминалистического портрета лица, совершившего преступление,  является неотъемлемой частью эффективного расследования преступления и в целом определяет его ход.

Целью составления психолого-криминалистического портрета неизвестного преступника является возможность на основании полученной характеристики сузить круг подозреваемых, охарактеризовать личность предполагаемого преступника, выделив признаки, имеющие поисковое значение (возможные места нападений, социальный статус и т.д.), правильно спланировать дальнейшее расследование и отдельные следственные действия.

 

Список используемой литературы

  1. Афиногенов А.И. Психологический портрет преступника, его разработка в процессе расследования преступления. Дисс. канд. психол. наук. – М., 1997.
  2. Исаева Л.М. Теория и практика составления психолого-криминалистического портрета: Монография/ Л.М. Исаева, В.В. Нестерова, О.И.Прокофьев. – М.: ВНИИ МВД России, 2010. – 148 с.
  3. Юдина Е.В. Юридическая психология: Учебное пособие/ Юж.-Рос. гос. техн. ун-т. - Новочеркасск: ЮРГТУ, 2011 – 206 с.

 


[1] Юдина Е.В. Юридическая психология: Учебное пособие/ Юж.-Рос. гос. техн. ун-т. - Новочеркасск: ЮРГТУ, 2011 – с. 132-153

[2] Исаева Л.М. Теория и практика составления психолого-криминалистического портрета: Монография/ Л.М. Исаева, В.В. Нестерова, О.И.Прокофьев. – М.: ВНИИ МВД России, 2010. – с. 60

[3] Афиногенов А.И. Психологический портрет преступника, его разработка в процессе расследования преступления. Дисс. канд. психол. наук. – М., 1997

[4] Исаева Л.М. Теория и практика составления психолого-криминалистического портрета: Монография/ Л.М. Исаева, В.В. Нестерова, О.И.Прокофьев. – М.: ВНИИ МВД России, 2010. – с. 77-136