МАЭПП

Международная Ассоциация Экспертов в области Психологии и Права

+7 (499) 706-00-92
Назад

Профайлинг как методологическая база составления психолого-криминалистического портрета лица, совершившего преступление: теория и практическая необходимость

29.05.2023

Вереникина Надежда Александровна, 

член Международной Ассоциации Экспертов в области Психологии и Права

Согласно А.И. Анфиногенову,  психологический портрет преступника – это психолого-криминалистический метод и результат познания криминального события, ориентированный на выявление комплекса сведений об индивидуальных признаках и особенностях личности субъекта преступления, проявившихся в совокупности обстоятельств и следах преступной деятельности, где лицо описывается в терминах его устойчивого психологического и гражданского состояния.[1]

По мнению автора психолого-криминалистический потрет преступника как вспомогательное средство раскрытия и  расследования преступлений  является эффективным при его применении в следующих направлениях:

- розыск неизвестного преступника;

- розыск подозреваемого (обвиняемого), скрывшегося от органов следствия и суда;

- задержание предполагаемого преступника;

-  проведение следственных действий, предполагающих непосредственное взаимодействие подозреваемого (обвиняемого) со следователем и другими участниками уголовного процесса;

- обмен информацией о лицах, подвергавшихся уголовному преследованию как один из аспектов эффективного взаимодействия правоохранительных органов.

В основе психолого-криминалистического портретирования лежит профайлинг, который представляет собой совокупность психологических методов и методик оценки и прогнозирования поведения человека на основе анализа наиболее информативных частных признаков, характеристик внешности, вербального и невербального поведения.

В настоящее время профайлинг наиболее активно используется в коммерческой сфере и при обеспечении безопасности в аэропортах, на вокзалах и других транспортных инфраструктурах.

В то же время одним из многочисленных направлений профайлинга является криминалистический профайлинг, методы которого используются при раскрытии и расследовании преступлений.

При этом профайлинг не должен сводиться лишь к выявлению лиц, имеющих преступные намерения (как в авиационном профайлинге) или к распознаванию ложных показаний подозреваемых (верификация наиболее часто используется при заключении сделок и является предметом коммерческого профайлинга).  Он имеет своим назначением комплексное использование методик психологического профилирования и составление психолого-криминалистического портрета с целью оптимизации проводимых розыскных мероприятий и последующих процессуальных действий.

Имея междисциплинарный характер, криминалистический профайлинг зародился на стыке психологии, социологии, криминалистики, криминологии и медицины как совокупность действий специалистов, занимающихся расследованием преступления, направленных на выявление личностных особенностей преступников и их жертв, отношений между ними, их мотивации и действий во время совершения преступлений.

Наибольшее распространение профайлинг как вспомогательное средство раскрытия и расследования преступлений получил за рубежом. Во многих зарубежных странах для сотрудников правоохранительных органов организованы курсы и школы подготовки специалистов-профайлеров: США, Германия, Франция, ЮАР, Великобритания и др. Одной из авторитетных организаций является Академия поведенческого профайлинга (Academy of Behavioral Profiling), которая объединяет профайлеров, занимающихся частной практикой и имеет развитую сеть представителей в странах Европы. [2]

Методики профайлинга апробированы в процессе работы по раскрытию и расследованию ряда многоэпизодных убийств, сопряжённых с изнасилованиями. Вместе с тем, как отмечает А.В. Варданян, большинство сотрудников правоохранительных органов не могут использовать современные методики раскрытия тяжких насильственных преступлений из-за отсутствия знаний и опыта по составлению психолого-криминалистического портрета преступника.

В связи с этим целесообразным видится обучение сотрудников правоохранительных органов методам криминалистического профайлинга, которые в дальнейшем смогут быть ими реализованы в практической деятельности при выдвижении первоначальных версий, планировании расследования и эффективной организации отдельных следственных действий. Форма обучения при этом может организовываться как в учебных учреждениях системы Министерства внутренних дел, так и в территориальных органах внутренних дел Российской Федерации через очные, заочные курсы или курсы повышения квалификации. При этом сами сотрудники транспортной полиции отмечают, что опыт обучения профайлингу необходимо распространить на все высшие учебные заведения МВД России. [3]

Разумеется, обучение должно получить возможность практической реализации полученных знаний. Для эффективной реализации методик профайлинга и дальнейшего совершенствования психолого-криминалистического портретирования А.В. Варданян предлагает сформировать постоянно действующие психолого-криминалистические группы с участием квалифицированных специалистов местных медицинских, психиатрических, научных организаций, учебных заведений и специалистов правоохранительных органов на уровне регионов Российской Федерации. [4]

Автор поддерживает предложение А.В. Варданяна, поскольку данные формирования позволят наиболее продуктивно использовать методы профайлинга в деятельности по раскрытию и расследованию тяжких преступлений и смогут способствовать качественному подбору кадров для данной работы, разработке новых методов изучения личности преступника, которые в дальнейшем будут апробированы практикой. 

 

 

 

 


[1] Анфиногенов А.И. Психологический портрет преступника, его разработка в процессе расследования преступления: дис. канд. психол. Наук М, 1997. Л.38

[2] Ениколопов С.Н., Ли. Н.А.//Психологические особенности криминального профайлинга//Психологическая наука и образование, 2007, № 5 – с. 297

[3] А.Е.Юрицин, А.В.Куянова, В.О. Зверев, О.Г.Половников// Психологическое портретирование и технологии профайлинга в деятельности полиции как средство противодействия террористическим актам на транспорте//Научно-практический журнал «Психопедагогика в правоохранительных органах» № 3 (62), 2015.- Омская академия МВД России – с. 47

[4] Варданян А.В. Современные проблемы раскрытия и расследования тяжких насильственных преступлений: Учебное пособие. – М.: ДГСК МВД России, 2012. – с. 103