23.03.2023
Асеева Ю.Ю.,
член Международной Ассоциации Экспертов в области Психологии и Права
Термины «новые религиозные движения», «альтернативные религии», «нетрадиционные религии и культы», «внеконфессиональные, неканонические верования» используются для обозначения религиозных движений и групп, широко распространенных в 60-70-х гг. XX века в США, странах Западной Европы и в середине 1980-х гг. – в России1.
Существует ряд особенностей, характерных для новых религиозных движений (далее – НРД), а именно: недолгий срок существования, синкретизм вероучения, склонность к формированию сетевых структур, неустойчивость состава движения, наличие харизматических лидеров, активная миссионерская деятельность, отсутствие интеграции в социокультурное пространство региона нахождения2. По меткому замечанию Б.З. Фаликова, «новые религии славятся игровым отношением к метафизике и акцентом на внешнюю атрибутику», что позволяет им «быстро изменять облик»3.
Многочисленность и разнообразие вероучений обусловливают сложности типологии НРД. Например, по источнику возникновения, Б.З. Фаликов подразделяет НРД на четыре типа:
По содержанию вероучений НРД подразделяют на неохристианские, неоориенталистские, синкретические, оккультно-мистические, неоязыческие. Нередко к НРД также причисляют группы сатанинской направленности5.
По происхождению выделяют НРД западного происхождения (Церковь объединения, Церковь саентологии), восточного или ориентального происхождения (Международное общество сознания Кришны), а также российского происхождения (Церковь последнего завета)6. До настоящего времени ни в отечественном, ни в зарубежном религиоведении нет общепринятой классификации НРД.
Среди факторов, оказавших набольшее влияние на процессы возникновения и распространения НРД в России, следует отметить социально-экономический и политический кризис в стране в 80-90-х гг. XX века, повлекший за собой возникновение у большинства людей неуверенности в завтрашнем дне, массовое разочарование в светских ценностях и в их возможностях к преобразованию общества в интересах большинства населения, а также принятие 25 октября 1990 года Закона РСФСР «О свободе вероисповедания», декларирующего проявление терпимости государства к разнообразным религиозным взглядам и убеждениям7.
Жеребятьев М., Феррони В. отмечают, что с позиции институционализации НРД представлены в разнообразных формах - от клубов по интересам и центров по оказанию «духовных» услуг населению до практически полноценных культов, деноминаций, церквей8. В данном аспекте религиоведческая экспертиза может рассматриваться как один из барьеров на пути легализации деятельности тех религиозных организаций, которые допускают нарушение прав и свобод человека, стремясь завладеть их сознанием и материальными благами9.
Учитывая вышеперечисленные особенности НРД, приоритетными задачами религиоведческой экспертизы в отношении религиозных объединений, относящихся к НРД, являются: уточнение того, что та или иная организация является религиозной, имеется ли соответствие между фактическими вероучением и деятельностью организации и указанными ею в уставных документах, а также, в первую очередь, при отсутствии уставных документов, выявление соответствия или отсутствия такового между фактической деятельностью организации и ее вероучением. Для решения этих задач также может потребоваться определение основных ценностей и практик религиозного движения, позволяющих выявить признаки религии даже за внешне «нерелигиозными» проявлениями изучаемого феномена10.
Таким образом, особенностью религиоведческих экспертиз, проводимых в отношении организаций, относящихся к новым религиозным движениям, может являться сложность в оценке вероучения и фактической деятельности в силу синкретизма вероучения, многочисленности и разнообразия институциональных форм новых религиозных движений. Помимо этого, отсутствие единой классификации новых религиозных движений может затруднять установление принадлежности той или иной организации к одному из их направлений.
1Энциклопедия религий / под ред. А.П. Забияко, А.Н. Красникова, Е.С. Элбакян. – М.: Академический проект; Гаудеамус, 2008 – С. 892
2Социология религии / С. И. Самыгин [и др.]; под ред. С. И. Самыгина. – Ростов н/Д: Феникс, 2015 – С. 111
3 Фаликов Б. З. Культы и культура: От Елены Блаватской до Рона Хаббарда. – [Электронный ресурс]. URL.:http://ec-dejavu.ru/w/White_Brotherhood.html (дата обращения: 13.09.2022).
4 Цит. по Астахова Л. С. Новые религиозные движения: учеб. пособие / Л. С. Асиахова, М. Р. Бигнова, Д. В. Брилев. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2018 – С. 22
5 Энциклопедия религий / под ред. А.П. Забияко, А.Н. Красникова, Е.С. Элбакян. – М.: Академический проект; Гаудеамус, 2008 – С. 892
6 Элбакян Е.С. История религий: учебник для вузов / Е.С. Элбакян. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2020 – С. 204-213.
7 Кантеров И.Я. Новые религиозные движения: учебник для вузов / И.Я. Кантеров. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2020 – С. 88
8 Жеребятьев М., Феррони В. Феномен новых религиозных движений. - [Электронный ресурс]. URL.:http://www.archipelag.ru/geoculture/religions/secular/novel/ (дата обращения: 17.09.2022).
9 Сластилина Ю. В. Свобода вероисповедания в Российской Федерации: правовое регулирование и обеспечение религиозной безопасности: Дис. ... канд. юрид. наук / Ю. В. Сластилина. – Саратов, 2006 – С. 85
10 Томаева Т. В. Особенности процесса формирования новых религиозных учений. Методологические и практические аспекты: Дис. ... канд. филос. наук / Т. В. Томаева. – Москва, 2003 – С.93-94